Ковылина Виктория Сергеевна
Тема: «Ум на кончиках пальцев».Существует выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев», оно принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Василий Александрович, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Что касается данного выражения, то в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Большое количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных и слуховых рецепторов. При помощи данного всестороннего обследования в сознании младенца складывается целостное представление о свойствах и качествах предметах. Чем больше и активнее малыш «пользуется» своими пальчиками для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить. Что же является средством развития мелкой моторики? Несомненно, это игра и игрушка. Невозможно представить дошкольное детство без игры или игрушки. И, безусловно, здесь формируются все стороны личности ребенка. И поэтому роль игрушки в развитии ребенка сложно переоценить. Игрушки важны как для детей младенческого возраста, так и для детей дошкольного и раннего школьного возраста. Существуют игры и игрушки для разного развития ребенка, поговорим об игрушках и играх для развития мелкой моторики у детей. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Именно развитие мелкой моторики у ребенка и является средством умственного развития личности. В ней умственная активность детей всегда связанна с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для решения задуманного. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и др. Процессу ускорения развития мелкой моторики способствует активная тренировка пальцев ребенка. Предлагаю рассмотреть ряд эффективных игр, которые направлены на развитие мелкой моторики детей: · Пальчиковая гимнастика («Ладушки», «Сорока-сорока», «Шарик», «Мышка», «Апельсин» и др.); · Пальчиковая гимнастика с предметами (катушка, карандаш, маленький мячик и др.); · Кинезиологические упражнения («Ухо - нос»; «Цепочка»; «Фонарики» и др.); · Игрушки-шнуровки. Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте одного - полутора лет. Шнуровка дает возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. · Деревянные пирамидки. Это одна из базовых развивающих игрушек для ребенка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка также интересный универсальный конструктор. Существуют различные пирамидки с разной степенью сложности. · Кубики. При помощи кубиков можно конструировать башни, строить крепости, дома. Также существуют деревянные кубики с нанесенными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики. · Конструкторы. Простой способ развития у ребенка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Поэтому, первый конструктор, с которым познакомится ваш ребенок, должен быть обязательно деревянным. Деревянные детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья. · Доски Сегена (рамки, вкладыши). Это разборные картинки, деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Малыш должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук. · Магнитные фигурки. Это магнитные мозаики, которые способствуют непосредственному развитию у малыша мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. · Пластилин; тесто для лепки. При помощи пластилина ребенок развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи. · Пазлы; мозайки. Собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук. Итак, движения рук, пальцев – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться. Каких только методик ни придумали педагоги, чтобы помочь родителям в развитии ребенка. Но самый надежный помощник в этом деле — детская рука. 22 декабря 2023 в 15:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.